Как полагают специалисты, представленные в данной публикации тесты признаны наиболее удачными при выборе щенка основных служебных пород, поскольку дают возможность с более высокой степенью вероятности определить характер щенка, его будущие рабочие качества, а также пригодность к обучению тому или иному виду службы.
Выявляем тип характера собаки
Тема выбора породы собаки уже рассматривалась в предыдущих публикациях. После того, как будущий владелец остановил свой выбор на той или иной породе собаки, необходимо правильно выбрать щенка.
В специальной и популярной кинологической литературе можно встретить массу советов о том, как выбрать щенка.
В данной публикации хотелось бы поделиться с будущими владельцами собаки рекомендациями, которые представлены в книге О.В. Зыкиной «Немецкая овчарка».
Речь пойдет о проведении специальных тестов, позволяющих выявить тип характера собаки.
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что тестирование щенка можно проводить в возрасте от 1,5 до 2 месяцев. При выборе щенка для получения достоверных результатов тестирования с ним необходимо общаться в тихом пустом помещении, где щенок ни разу не был и где ничего, не может отвлечь его внимание. Испытуемого щенка нельзя подбадривать ни ласками, ни разговорами.
Испытание щенка на так называемое «социальное притяжение».
Ваши действия: опустите щенка на пол, отойдите от него на некоторое расстояние, присядьте и похлопайте в ладоши.
Возможные реакции щенка:
- подбежит сразу с поднятым хвостом, начнет прыгать и играть с вами, покусывать за руки;
- подбежит с поднятым хвостом и начнет царапать вас лапами;
- подбежит к вам, но с опущенным хвостом;
- подбежит с растерянным и смущенным видом после некоторых сомнений и колебаний;
- не подбежит.
Испытание щенка на способность следовать за человеком.
Ваши действия: постояв непродолжительное время рядом со щенком, начните удаляться от него спокойным шагом.
Возможные реакции щенка:
- начнет веселиться, побежит за вами с поднятым хвостом, пытаясь хватать вас за ноги;
- сразу побежит рядом с поднятым хвостом;
- побежит за вами, но его хвост будет робко опущен вниз;
- пойдет за вами, но несмело и растеряно, хвост при этом будет опущен;
- вообще пойдет за вами или побежит в другую сторону.
Испытание щенка на физическое или психологическое принуждение.
Ваши действия: перевернув щенка на спину, примерно 25–30 секунд удерживайте его в таком положении.
Возможные реакции щенка:
- сразу начнет выворачиваться, пытаясь освободиться;
- начнет активно протестовать, пытаясь выскользнуть из-под руки;
- сначала начнет протестовать, но быстро успокоится;
- не сопротивляется, пытается играть и лизать руки;
- испугается и будет лежать неподвижно.
Испытание реакции щенка на «социальное превосходство».
Ваши действия: начните гладить по спине находящегося в покое щенка.
Возможное поведение щенка:
- начнет радоваться, играть и лизать руки;
- начнет прыгать и бить лапами, одновременно пытаясь лизать руки;
- повернется к вам и начнет лизать руки;
- перевернется на спину и будет лизать руки;
- убежит и не захочет подходить.
Выявление реакции щенка на полное доминирование.
Ваши действия: необходимо взять щенка обеими руками под живот и держать его на весу около 30–40 секунд.
Возможная реакция щенка:
- начнет активно протестовать, рычать, кусаться, попытается вырваться;
- начнет усиленно вырываться, но не кусаться не будет;
- посопротивлявшись непродолжительное время, успокоится и начнет лизать руки;
- поведет себя спокойно, при этом будет лизать руки;
- испугается, будет вести себя напряженно.
Проделав все указанные выше действия, проведите анализ полученных результатов.
Характер щенка и прогноз его возможного поведения при воспитании принято определять путем подсчета количества проявленных реакций (a,b,c, d,e)., соответствующих определенному типу.
1. Если реакция щенка на ваши действия составила более двух «a» в сочетании с несколькими «b», можно с большой долей вероятности предположить, что в дальнейшем он будет стараться быть главным практически во всех ситуациях Кроме того, он способен проявлять агрессию в ответ на обращение, которое его не устраивает, со стороны как других собак, так и людей.
Собака с таким характером не рекомендована тем, у кого в семье есть маленькие дети. При общении с собакой такого типа необходимо всегда сохранять спокойствие и не применять физических наказаний. Поэтому для правильного воспитания и обучения такой собаки необходим опытный дрессировщик. Самый оптимальный вариант ее использования - защитно-охранная служба.
2. Реакция более двух «b» может свидетельствовать о том, что щенок уверен в себе и склонен к спокойному лидерству. Собаки такого типа хорошо поддаются обучению и любым видам дрессировки, могут успешно выступать в разных соревнованиях. Собака с подобным типом характера склонна к послушанию и подходит для семей, в которых есть маленькие дети и пожилые люди. С такой собакой будет комфортно в любой обстановке.
3. Результат тестирования щенка более трех «c» свидетельствует о высокой степени адаптации. В будущем такая собака сможет приспособиться к любым условиям. Собака с таким характером походит для любых семей. Однако, как недостаток можно отметит, что и воспитании и обучении такой собаки возможны трудности с выработкой у нее защитно-охранных навыков.
4. Результат тестирования щенка более двух «d», особенно при наличии «e», означает, что щенок склонен к подчинению Однако для спокойного и уверенного существования в семье такой собаке потребуется постоянное внимание владельца и частые поощрения. Такая собака воспитывается в основном лаской и чуткостью. Вместе с тем, собака с таким характером способна проявить агрессию в ответ на плохое, жестокое с ней обращение.
Если при тестировании результат «e» был получен за четвертое испытание (социальное превосходство), у собаки могут возникнуть трудности с привыканием к жизни с людьми. Поэтому ей, скорее всего, потребуется специальная дрессировка.
Если в результатах этого испытания также присутствуют «а» и «b», то такая собака может нападать на людей из-за боязни наказания. Поэтому при воспитании за ней требуется постоянный бдительный контроль.
Наличия в результате тестирования показателей «c» и «d» можно предположить, что характер собаки будет неуравновешенным, на стрессовые ситуации она будет реагировать растерянностью и паникой. Такая собака опасна для детей. Кроме того, обучать ее будет достаточно сложно, она будет плохо поддаваться дрессировке.
6. Более двух «e» в результатах испытаний также свидетельствуют о том, что воспитывать собаку будет достаточно сложно, и поэтому такого щенка лучше не брать. Как правило, такая собака плохо поддается любым мерам воздействия, в стрессовых ситуациях может повести себя агрессивно. Поэтому воспитывать собаку с таким характером способен только очень опытный дрессировщик.
7. В случае наличия в результатах тестирования и «а», и «e», скорее всего характер собаки с возрастом станет совершенно непредсказуемым. Ее поведение может быть стабильно только в привычной и знакомой ей обстановке. Брать такого щенка также нежелательно.
Помимо описанных типов характера собаки тестирование щенка может выявить ярко выраженные типы, когда его реакция на все испытания будет соответствовать одной букве:
- a - яркий лидер;
- b - лидер;
- c - подчиненный;
- d - пассивный;
- e - почти не поддающийся воспитанию непредсказуемый тип.
Для полной уверенности в полученных результатах тестирование необходимо повторить несколько раз в другой обстановке. Кроме этого, желательно проводить испытания одновременно в отношении нескольких щенков, чтобы у вас была возможность выбора между ними.
Вот еще один дополнительный совет, как испытать щенка, если вы намерены воспитать собаку для защитно-охранной работы.
В момент, когда щенок видит вас или вашего помощника впервые необходимо, находясь рядом со щенком присесть на корточки, затем резко встать и снова опуститься; сделать несколько громких хлопков в ладоши над его головой; бросить рядом со щенком предмет, производящий шум (например, связку ключей); помахать над головой щенка газетой или другим подобным предметом.
Успешно выдержавшим испытание считается щенок, который:
- не испугался и не залаял с оттенком истерии;
- не занервничал, показывая позы подчинения;
- не сделал попытки отдалиться от вас, как источника потенциальной опасности;
- не проявил апатии и флегматичности или, наоборот, бурной радости при виде незнакомого человека.
Таким образом, для будущей защитно-охранной собаки во время такого тестирования оптимальным является спокойное, изучающее поведение щенка с легким оттенком агрессивности на вышеуказанные действия лица, которого он видит впервые.
Как утверждает О.В. Зыкина, рассмотренные тесты отрабатывались в течение нескольких лет на большом количестве собак. В настоящее время они признаны наиболее удачными при выборе щенка основных служебных пород, поскольку дают возможность с более высокой степенью вероятности определить характер щенка, его будущие рабочие качества, а также пригодность к обучению тому или иному виду службы.
Источник: Зыкина О.В. Немецкая овчарка
Кстати, эту и другие книги о породах собак, их содержании и воспитании вы можете бесплатно скачать в библиотеке нашего сайта.
Как выбрать щенка из помета?
Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:
или расскажите о нас в социальных сетях.